1
Авиабилеты из Махачкалы: Москва - Медина
«Арт-Дубай». Искусство в пустыне
Красной полосой выделена в календарях арт-путешественников неделя «Арт-Дубай». В этом году одна из ведущих ярмарок современного искусства на Ближнем Востоке проходила с 18 по 21 марта.
В первый день открытия выставки традиционно инвестиционная группа Abraaj Group проводит оглашение победителя Abraaj Group Prize. 100 ООО долларов в этом году получила художник родом из Марокко Ито Баррада, изучавшая историю и политологию в Сорбонне и фотографию в Нью-Йорке. Ее работа «Фальстарт» — о палеонтологии в Марокко, рассматривающая истинность истории и подлинность археологических находок в музеях. Автор задается вопросом, насколько важна правдивость древних экспонатов. Работа состоит из двух частей: двух ископаемых слепков и фильма, в котором местный мастер воспроизводит копии слепков.
Надгробная плита «Маска» Ай Вэйвэя, резной мрамор, в галерее Continua. Так автор наглядно демонстрирует удушающее загрязнение городов Китая, памятник экономическому чуду страны.
Мона Хатум, «Турбулентность». Родом из Палестины, родители Моны пережили депортацию и вынуждены были жить в Ливане без гражданских прав и паспортов. Родившись уже в Ливане, Мона обращается к проблемам идентичности беженцев. Движимые по природе, черные стеклянные шары ограничены строгой линией круга.
Позади «Армори» в Нью-Йорке и «Арт-Базсль» в Гонконге. Суматоху снимает арабская медлительность и беспечная непунктуальность. Программа тем не менее наполнена многочисленными событиями в отеле Madinat Jumeirah, основной площадке Art Dubai, Arsecai avenue, в финансовом центре DTFC и других местах, включая Абу-Даби. Коллекционеры с отметкой VTP также получают доступ и на выставку Design Days Dubai, ослепительный тент которой располагается по соседству с Burj Khalifa.
Art Dubai в 2015 году принял к участию 92 галереи из ОАЭ, Ирана, Ирака, Ливана, Турции, Сирии, Индии и других стран Ближнего Востока и Африки. Организаторы поддерживают развитие отечественного искусства, но стремятся обеспечить и присутствие столпов арт-рынка. Среди таких были замечены: Galleria Continua, Galerie Chantal CrouscI, Galcric Lclong, Victoria Miro.
Однако отсутствие «акул» все так же бросается в глаза, как и в прошлом году. Возможно, это связано с загруженным выставочным графиком отсутствующих зарубежных лидеров, возможно, со сравнительно небольшим объемом рынка, не обещающим многомиллионные продажи в ближайших сезонах. Статистика красноречива: общая стоимость всех предметов искусства, представленных на ярмарке Art Dubai, составила чуть более 46 миллионов долларов, в Майями на «Арт-Базеле» работа одного Александра Колдера была куплена за сумму 35 миллионов долларов. Всему нужно время. Арт-ярмарке в Дубае в этом году исполнилось 9 лет, и 44-летнему государству, отмстившемуся уже многими чудесами света, вполне по силам стать одним из мировых лидеров в арт-индустрии.
Design Days Dubai в 2015-м отметили свое четырехлетие. Организаторы акцентируют внимание на международном статусе ярмарки с одной стороны, с другой — предоставляют возможность демонстрировать свои работы дизайнерам мебели и декора из региона. Здесь нет перебора с экспонатами, налицо тщательный отбор и работа с участниками ярмарки. Многие имена известны миру, и только изначальная утилитарная цель создания некоторых предметов не относит их к разряду произведений искусства...
На днях дизайна в Дубае Андрсас фон Задора-Герлоф, знатный ювелирный мастер, впервые показал серию своих новых работ, созданных под влиянием голландского мастера Эшера. Ювелир оживил фантастические двухмерные произведения Эшера в больших трехмерных скульптурах.
«Эшср — мой художественный герой. Я люблю Альбрехта Дюрера и работы Фаберже, но 10 Эшера можно приравнять к Эйнштейну с атрибутами Леонардо да Винчи. Чем больше вы смотрите на его работы, тем больше путаницы. Воссоздание произведений Эшера внушает мне страх, но задача стать руками и глазами гения вдохновляет».
«Шедевры компании Zumtobcl» — такова подпись под работами Олафура Элиассона, Захи Хадид, Патрика Шумахера и Хани Рашид. Художники, архитекторы и дизайнеры используют свет как креативный инструмент. Миссия компании — помочь им реализовать их идеи. Отдельный стенд представил три подвесные световые инсталляции: «Свет в своей лучшей форме. Форма в своем лучшем свете».
Анила Кваюм Агха, «Куб», нержавеющая сталь. Искусство Анилы пребывает под влиянием чувства отчуждения и быстротечности, пересечения культур и взаимосвязи различных религиозных верований. Ее скульптура вышита рисунками, в которых переплетены знаки социальных кодов, современный материал и старинные узоры. Двухметровый подвесной куб оставляет ажурные тени на стенах, наполняя комнату опиумным светом. Яей Кусама, «Цветы». Цветы уже давно важный компонент творчества Кусамы. На детских фотографиях художника — девочка с большими цветами. Монументальные по своим масштабам, цветочные формы Яей представляют упрощенную и фантастическую материализацию галлюцинаций японки. Сюрреалистичный мир, в котором живет Кусама, привлекателен и имеет странную силу.
Программа «Арт-Дубая» в Абу-Даби «Славяне и татары», группа художников, в прошлом году курировавшая тематическую программу «Арт-Дубая», в текущем представила свой сольный проект в галерее NYAD ART Gallery в Абу-Даби. Проект «Зеркала для царей» ссылается на средневековый литературный жанр, когда светская наука начала поднимать значение государства до уровня церкви. «Государь» Макиавелли — знаменитый пример книги советов для управления государством. Такие книги издавались как на христианской, так и мусульманской земле. В основу выставки художники взяли один из фундаментальных текстов в турецкой литературе Kutdgu Bilig («Мудрость королевской славы»), написанный в XI веке. «Два органа, — звучит из книги аудиозапись на выставке, — определяют тело человека, язык и сердце. Бог создал их для того, чтобы речь была проста и правдива».
«Лектор» (speculum linguarum), 2014, колонки из оргстекла.