Расписание самолетов и дешевые авиабилеты Махачкала-Москва

 

 

Наберите в окне "Город вылета" и "Город назначения" требуемые города и нажмите "НАЙТИ"

Трудовые обряды и праздники в Дагестане

10 августа 2012 - Администратор

Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущи от традиций и связанные с древними обрядами.
Главным во все времена был праздник «Первой борозды» —символизирующий начало весенних полевых работ. Праздник это! состоит из двух частей—обрядовой вспашки поля плутом в две-три борозды и засевании.


Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «к!убахруми». Крестьянин, прокладывающий первую борозду, о&ычно бывает одет в овчиную шубу навыворот. Это означает, что урожай должен быть таким же густым, как шуба. Этот - праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.


Праздник готовит все село. По старой традиции первую борозду должен сделать на общественном поле самый умелый и удачливый пахарь. Роль его мог исполнять и кадий.


В ауле Гапшима это делается так. Знатные люди села идут с поздравлением к тому крестьянину, на которого пал выбор быть в этом году первым пахарем. Он начинает готовиться к празднику. По старому обычаю заквашивается буза — местный хлебный напиток, готовятся угощения. Женщины пекут несколько больших хлебов-бубликов. Он станет призом победителю спортивных состязаний.


В день праздника колхозники под звуки зурны и барабана собираются утром на годекане и идут к дому первого пахаря. Все оживленно говорят о будущем урожае. Хозяин и члены правления колхоза угощают собравшихся, а затем все отправляются в поле. Тут уже впряжены в плуг быки, украшенные лентами. Пахарь одет как в старину. На плечах у него сумка с зерном для посева. Семена собирали понемногу со всех сельчан, смешивал их мулла. Взяв в руки пригоршню зерна, прочитывал молитву. После этого нарезали одну-две борозды.
В Левашах первую борозду проводят тракторами. Все трактора колхоза выводятся в поле и ставятся в ряд. На противоположной стороне поля выстраиваются трактористы. По команде они бегут к своим тракторам. Кто первый прибежит, тот со своей машиной и становится на линию первой борозды, остальные следуют за ним.
Сохранилось на празднике кое-что и от старых магических обрядов. В ауле Мёкеги пахаря обливают водой. Обливают и бригадиров, а председателя колхоза даже окунают с головой в воду в речке или в пруду.
В Левашах пекут круг хлеба весом 14—15 килограммов, предназначенный для победителя на скачках. Но прежде, чем вручить этот приз, кольцо хлеба надевают на рога быка. Он, почувствовав

фижссть, начинает покачивать головой. В старину по этому приз-йену гадали—уродится ли хороший урожай.
Самым радостным элементом праздника являются спортивные состязания. Их обычно начинают с бега.
В Гапшимах первой бежит группа мальчиков. Пришедший пер-иым получает знамя, сделанное из детского платка, и хлеб с Мя-оом. На тех же условиях проводится забег группы девочек. Затем бегут, тоже группами, юноши и девушки. Победители также награждаются, лишь платок для знамени берется большого размера. В финале устраивается веселое зрелище: бегут группы стариков, старух и хромых. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривая их. При забеге хромых шуты копируют их бег и попутно совершают акробатические трюки, требуют призов.
Затем устраиваются состязания по метанию камня и поднятию тяжестей, стрельбе, вольной борьбе. Всюду слышатся песни, там и туг можно увидеть танцующих.


После всего этого организуются скачки. Начинаются они с заезда шутов верхом на ярко украшенных ослах, что также вызы-иает смех и улыбки. Затем продолжаются скачки на лошадях. В них принимают участие и наездники из соседних сел. Пришедший первым получает красное знамя и премию зерном и деньгами. " (По некоторым сведениям, раньше для лошади победителя выделялся особый сенокосный участок в местности ХъарчХаал). Победитель должен устроить небольшое угощение. Родственники обвешивают его и коня пестрой материей. В таком виде он разъезжает весь день. После возвращения людей с поля, праздник продолжается в селе — юноши и девушки устраивают танцы. Если в тот день рождается мальчик, он получает имя Хъубзар — в память о празднике.


Кстати, когда наступает время уборки хлеба, первым ее начинает тот, кто был весной «халахъубзар». Осенью молодежь аула отмечает свой праздник: его участники — молодые парни — собирают каждый по одной'«барха» (большой мерке) зерна. За собранное зерно они приобретают некоторое количество хлеба, бузы и мяса. Затем устраивают вечеринку. На нее приглашаются и уважаемые люди. Из числа приглашенных избирается «шах», который назначает «кадия» — законодателя и его исполнителей — «нукеров». Перед началом празднества у всех отбирается холодное оружие. После пира начинаются танцы, поются песни. Участники, одетые во все лучшее, проходят по установленному маршруту.
Возможно, в основе этого обычая лежит традиционный ритуал праздника сбора урожая.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2272 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

герб Дагестана

Популярныей рейсы 05

Новый Уренгой

Норильск

Баку


Дубай

Сургут

Стамбул

Санкт-Петербург

Сочи

Краснодар




АВИАБИЛЕТЫ05 .RU

Во время акций цены на билеты могут меняться:

за 999 рублей

за 1000 рублей

 за 2999 руб.

за 3000 рублей

 

Metrika-aviabilet05

Яндекс.Метрика

Для мобильных телефонов

Скачать приложение для мобильных телефонов:

android приложение - авиа05                    iphone приложение - авиа05