Долгая дорога домой
Обладание христианскими реликвиями - большая честь для любого города. Немногие удостаиваются ее. Те же, кому повезло получить в свои руки предмет, освященный Церковью, получали особую значимость в глазах всего христианского мира. 25 апреля венецианцы празднуют день своего покровителя - апостола и евангелиста Марка. Это покровительство досталось Венеции нелегко: мощи святого попали в город только в IX веке и навсегда преобразили его.
Собор святого Марка - пожалуй, главная достопримечательность Венеции. На знаменитой площади Сан-Марко всегда толпы людей, будь то август или февраль, так что добраться до кафедрального собора - та еще задача. Удивительной красоты архитектурное сооружение приезжают посмотреть со всего мира.
Кроме эстетического содержания, собор имеет и большое сакральное значение: в его недрах хранится драгоценная реликвия -мощи святого апостола Марка. Потому среди желающих попасть внутрь всегда много паломников-христиан.
Строительство Собора святого Марка - тогда еще просто базилики - началось в 829 году, специально для размещения мощей святого апостола, прибывших в том же году в Венецию. Именно тогда крылатый лев - символ апостола Марка - вознесся над городом и стал его неотъемлемой частью.
До святого Марка
До знаменательного события 829 года Венеция еще не полностью вступила в эпоху своего расцвета. Оставаясь единственной территорией в Италии, подконтрольной Византийской империи, она была как бы связующим звеном между Востоком и Западом, в ней сходились важные торговые пути.
Одновременно с этим Венеция тогда еще не приобрела нынешнего облика, представляя собой большей частью разрозненные острова, изрытые каналами (процесс формирования города как такового завершился только в конце IX века). У города даже не было сколь-нибудь серьезных оборонительных сооружений - в то время как над Венецианской республикой нарастала угроза вторжения венгров и арабов.
Историки выделяют много факторов, повлиявших на дальнейшее развитие и расцвет Венеции. Среди них, в первую очередь, избавление от византийского владычества.
Но это было уже гораздо позже - спустя почти два столетия после начала «патронажа» святого Марка. Тогда, в 829-м году, мощи усопшего апостола принесли в Венецию не только нового покровителя (на замену святому Феодору), но и дополнительный весомый аргумент в пользу ее самостоятельной политической силы.
Заказное преступление
Жизнь апостола Марка окончилась в Александрии, которая в IX веке принадлежала арабам. Таким образом, мощи его были наглухо заперты в изолированном городе - христианская церковь запрещала иметь какие-либо отношения с мусульманами и даже заходить в их порты.
Однако история рассказывает о двух венецианских торговцах - Буоно Трибуно да Маламокко и Рустико да Торчелло,- которые, вопреки всем запретам, в 829-м году оказались у берегов Александрии.
Допуская реальность истории о краже мощей святого Марка двумя торговцами, сложно поверить в то, что их корабль оказался у берегов Египта по чистой случайности. Легенда приводит две версии.
По одной, Буоно и Рустико были выброшены к берегам Александрии разбушевавшейся стихией. По другой, их манила жажда наживы - якобы они могли продать свои товары арабам с гораздо большей выгодой. Обе причины не кажутся достаточно убедительными. Сомнительно, чтобы опытные моряки и торговцы испугались стихии в родном Средиземном море, а рисковать своей головой ради наживы было слишком безрассудно -нарушение запрета византийского императора могло дорого обойтись купцам. В мире хватало более безопасных портов, где можно было сбыть товары.
Гораздо более вероятно, что Буоно и Рустико (дословно - «добрый» и «грубый», будто герои какой-нибудь сказки) были не совсем обычными купцами, и то, что они совершили, было не спонтанным решением двух жаждущих справедливости добрых христиан, но заранее спланированным «заказом» Венецианской республики, желающей вырваться из-под покровительства Византии и нуждавшейся в Божественном покровительстве. Неслучайно венецианцы, едва оказавшись в Александрии, отправились поклониться мощам христианского святого.
Благородная кража
Александрийский халиф не отличался благородством и приказал разобрать христианские храмы, а камни пустить на строительство своих дворцов и мечетей. Под угрозой уничтожения оказались и нетленные останки святого Марка, покоившиеся в одной из базилик.
Узнавшие - или заранее осведомленные об этом - Буоно и Рустико предложили хранителям мощей вывезти их в Венецию - город, который обязан святому Марку первыми христианскими проповедями, в котором его почитают и надлежащим образом защитят останки от осквернения. Поначалу хранители не соглашались, опасаясь гнева горожан. Если бы те узнали, что священники сознательно лишили Александрию божественной защиты и покровительства, их бы немедленно предали народной расправе. Не помогло в уговорах даже обещание венецианцев взять с собой и хранителей.
В момент подмены по всему городу разлился чудесный аромат, и александрийцы заподозрили неладное. Они пришли в храм и захотели удостовериться в сохранности мощей своего покровителя. Увидев печати нетронутыми, они успокоились и разошлись, а венецианцы к тому моменту уже переносили мощи на корабль.
Чтобы избежать пристального досмотра, Буоно и Рустико спрятали останки апостола в корзину и накрыли сверху свиными тушами. Мусульмане побрезговали проверять такой груз и отпустили купцов. Корабль со спрятанными на борту мощами благополучно отплыл в Венецию.
Возвращение «домой»
Естественно, правитель Венеции Аньелло Партечипацио простил купцам нарушение эдикта византийского императора, и святые мощи были доставлены в Венецианскую республику со всеми почестями. В том же году началось строительство базилики для сохранения останков, позже ставшей кафедральным собором Венеции - Собором святого Марка.
Хотя Венеция никогда не была настоящим домом апостола Марка - уроженца Кирены, города на территории современной Ливии, - местные жители свято чтили его и помнили его проповедческую миссию на венецианских островах. Потому вырванную из лап мусульман и привезенную на христианскую землю святыню встречали с искренней радостью. Венеция стала новым домом апостола Марка, в котором сам святой стал главой.